Характеристика новых технологичных производств
Основной характеристикой технологичных фирм (часто называемых еще высокотехнологичными производствами) является то, что конкурентоспособность компаний обеспечивается за счет эксплуатации научных разработок или открытий в результате собственных или чужих исследований. После разработки технологии она может быть внедрена в производство, что потребует впоследствии специального сопровождения. Обычно, производители технологий и сервисные службы занимают смежные ниши на рынке. В зависимости от конкурентных преимуществ, рынок высоких технологий характеризуется национальными или интернациональными масштабами, что всегда подразумевает возможность дальнейшего развития.
Компанией Storey and Westhead было проведено исследование (HMSO/DTI 1994) высокотехнологичных компаний. Исследование дало представление о профиле и результатах деятельности высокотехнологичных компаний, размещающихся в научных парках и за их пределами. Первоначально такое исследование было организовано в 1986г., а в 1992г. это же исследование было проведено еще раз. Характерными были две особенности. Во-первых, процент выживаемости таких компаний в значительной степени превосходил показатель обычных субъектов малого бизнеса. Так, 68% независимых компаний смогли выжить за 6-летний период. Для сравнения, нормой для технологичных бизнесов считается показатель выживаемости на уровне 75% за 18-месячный период. Во-вторых, как показало исследование, 88% высокотехнологичных компаний, базирующихся в научных парках, увеличили свои штаты в среднем на 12,4 человека за 6-летний период. Для сравнения, компании малого и среднего бизнеса за такой же период способны увеличить штат всего на 1-2 человека.
Исследование также показало, что высокотехнологичные бизнесы создаются людьми с образованием (бакалавр, магистр) (85%) и людьми, имеющими также дополнительную подготовку (48%). Учредители таких компаний, как правило, немного старше, а около трети учредителей имели уже опыт в управлении бизнесом. Важно заметить, что около трети всех высокотехнологичных бизнесов управляются менеджерами на основе частичной занятости, и только 23% учредителей были найдены до момента организации компании. Большинство учредителей уже имело опыт работы в структурах подобного профиля (в частности, электронная инженерия, компьютерные технологии, разработка аппаратуры и программного обеспечения) или же работали раньше в институтах или НИИ. Большинство высокотехнологичных компаний сегодня организовываются работниками компаний из смежных отраслей. Так, 37% опрошенных компаний были организованы работниками, которые уволились в свое время, чтобы начать свое собственное дело.
Инкубатор и роль Инкубатора и Инновационных Центров
В целом, уровень создания новых форм в высокотехнологичных отраслях очень тесно связан с уровнем трудоустройства специалистов и технологов, а также с активностью научно-исследовательской работы в регионе. Не смотря на то, что менеджеры, инженеры и специалисты из научно-исследовательских структур способны самостоятельно оценить коммерческий потенциал собственных разработок, многие из них просто по каким-то причинам не проявляют предприимчивости, и только некоторые предпринимают попытки организации бизнеса.
Вероятные причины тому:
- собственная неуверенность,
- осознание своих недостатков и неопытности,
- пассивность в развитии своей карьеры,
- неуверенность в успехе собственного дела,
- недостаток связей среди предпринимателей и структур поддержки предпринимательства, которые могли бы воодушевить их и помогли бы разрешить их вопросы.
Инкубатор является средством продвижения, поддержки и практической помощи людям, у которых есть перспективные идеи по развитию бизнеса. Успех зависит от квалификации персонала, репутации и профиля структуры, способствующего созданию нового бизнеса. МТП Великобритании, определяя направления своей работы в области поддержки начинающих компаний, заявило, что бизнес, создаваемый новыми компаниями должен достигать уровня товарооборота порядка £150 тыс. в год после выхода на рынок и реализовывать свою продукцию или услуги за пределами своего региона..
Инкубаторы и инновационные центры предоставляют площади, практическую помощь и доступ к наиболее важным услугам, хотя эти услуги и не имеет прямого отношения к процессу бизнес инкубации. Наиболее важно то, что инкубаторы и центры помогают определить основные направления работы нового бизнеса и позволяют войти в бизнес сообщество, что в свою очередь будет стимулировать процесс инкубации и привлечет людей с подобными идеями начать свой технологичный бизнес. С практической точки зрения инкубаторы и инновационные центры играют важную роль в привлечении новых и развивающихся бизнесов, так или иначе связанные с реализацией новых технологий, с тем, чтобы объединить все эти субъекты для создания единой зоны технологичных производств на определенной территории. Другой важной особенностью инкубаторов, развивающихся вблизи университетов или научно-исследовательских институтов, является возможность стимулировать процесс коммерциализации научно-исследовательских разработок, созданных на базе ВУЗов.
Понятие Бизнес-инкубатора / Инновционного центра
Бизнес инкубатор – это структура, размещающаяся на определенной территории и представляющая собой совокупность отделов, создающих единую структуру поддержки для инвесторов и предпринимателей в создании нового бизнеса и расширения существующего на начальной стадии развития. Цель – максимально увеличить показатели создания новых бизнесов и повысить их выживаемость и конкурентоспособность на рынке, а также способствовать их дальнейшему развитию. Инкубаторы имеют 4 характерные особенности:
- применяется определенная форма отбора вступления в инкубатор с целью того, чтобы оценить жизнеспособность проекта и его дальнейший потенциал. Это реализовывается путем подготовки обычного бизнес плана.
- директор инкубатора находится в тесном сотрудничестве с компаниями, являющимися клиентами инкубатора
- компании могут покинуть инкубатор или переместиться на большие площади, если они смогли завоевать достаточную долю рынка
- инкубаторы оцениваются не только по количеству клиентов и площади, занятой ими, но и по количеству созданных новых предприятий и показателю выживаемости этих бизнесов в период нахождения в инкубаторе.